Федеральный номер компании 8 804 700 07 33 (звонок бесплатный)
Статьи

Как защититься от коллекторов

Конфликты между коллекторскими агентствами и должниками возникают часто. Причины, чаще всего, кроются в нарушениях со стороны взыскателей, а также выборе ими противоправных методов взыскания. Защита от коллекторов начинается с анализа ситуации, действий сторон. Нужно разобраться во взаимных правах и обязанностях, полномочиях и их ограничениях.

Основные понятия

Коллекторы – это профессиональные взыскатели, то есть лица, которые могут взаимодействовать с должниками с целью уплаты ими долгов. Чаще всего – по кредитам и займам. Заниматься такой деятельностью могут не все, а только те компании, что имеют лицензию.

Все коллекторские агентства, что имеют право на ведение деятельности, занесены в специальный реестр. Информацию можно проверить через сайт ФССП. При ведении такой деятельности в отсутствии разрешительных документов, применяются штрафные санкции (статья 14.57 КоАП РФ).

Задача коллекторов – взыскать с лица долги. Они могут делать это следующими способами:

  • Взаимодействие с должником. Может выражаться в личных переговорах, проведению телефонных диалогов.
  • Направление сообщений. Используются смс-сообщения, мессенджеры, сообщения в социальных сетях.
  • Посредством почтовой корреспонденции. Взыскатели могут направить предупреждение, претензию, предложение.
Применение угроз, шантажа, психологического давления, силы недопустимо. Не могут взыскатели повреждать имущество или угрожать этим. Недопустимы оскорбления, унижение, моральное воздействие, шантаж.

Любые контакты должны быть прямыми и открытыми. В части 9 статьи 7 Закона № 230-ФЗ (его часто называют "закон о коллекторах") установлен запрет на звонки со скрытых номеров.

Закон о правах и полномочиях коллекторов

Деятельность коллекторов регулируется ФЗ-230 от 2017 года. Полномочия взыскателей были ограничены существенно, теперь они не только не могут оказывать никакое давление на заемщика (что было недопустимо и ранее), но и не вправе инициировать взаимодействие больше, чем установлено нормой.

Закон о защите от коллекторов установил ряд важных факторов:

  • Допускается взаимодействие только посредством разрешенных методов. К ним относятся звонки по телефону, смс, письма, личные контакты.
  • Звонить можно не более раза в сутки. Время для взаимодействия также ограничено.
  • Компания должна иметь аккредитацию. Проверить ее наличие можно на сайте ФССП.
До вступления закона в силу таких строгих ограничений в отношении коллекторов не было. Но участившиеся случаи нарушения прав должников послужили поводом для принятия данной нормы права.

Что запрещено делать

Правовая защита от коллекторов должна быть выстроена в соответствии с действующим законодательством. Для начала нужно определить, что профессиональные взыскатели не могут делать:

  • Звонить и взаимодействовать иными способами с должниками в период с 10 вечера до 8 утра. В выходные и праздничные дни ограничения расширены – с 8 до 9.
  • Звонить чаще, чем 2 раза в неделю. Отправлять сообщения можно не более 4 раз за этот же период.
  • Угрожать должнику, членам его семьи, иным лицам.
  • Использовать методы психологического давления, унижать, угрожать распространением личной информации.
  • Взаимодействовать с должником, не представляясь. Также они обязаны называть данные лица, к которому обращаются, чтобы уточнить личность.
  • Повреждать имущество должника или угрожать это сделать.
  • Распространять информацию о должнике, которая считается конфиденциальной.
  • Предоставлять заемщику ложную информацию, касающуюся его долга.
  • Указывать гражданам на несуществующие меры ответственности или вводить в заблуждение касательно санкций за неисполнение кредитных обязательств.
Жалоба на действия коллекторов может быть подана при любом нарушении. В зависимости от типа противоправных действий, выбирается порядок противодействия недобросовестным взыскателям.

Способы защиты должника

Деятельность коллекторов, при соблюдение требований законодательства, разрешена. Полностью отказаться от взаимодействия с ними невозможно. Полный запрет посреднических услуг, а также института уступки права требования маловероятен.

Чаще всего коллекторы покупают долги у кредиторов (банков, МФО). Эти долги могут казаться изначальным взыскателям безнадежными. Но коллекторы действуют так, что часть из них им удается получить. Учитывая, что цена приобретения начинается от нескольких процентов от общей суммы, покупка окупается.

Профессиональные взыскатели будут действовать "на грани", порой нарушая правовые нормы. В таких случаях нужно действовать решительно. Для защиты от коллекторов юристы рекомендуют сократить взаимодействие, подготовиться к обращению с жалобами, но сохранять спокойствие при любом раскладе.

Сокращение взаимодействия

Должник не обязан проводить с коллекторами беседы. Ему не обязательно брать трубку, когда они звонят, отвечать на сообщения.

Не все могут прекратить брать трубку с незнакомых номеров. Для некоторых телефон важен для работы, другие ждут звонков по поводу собеседования или важных встреч. Но нет ничего противозаконного в прекращении диалога с коллекторами сразу после его начала. Можно бросить трубку – наказания за это нет.

Должник имеет право обратиться к коллекторам с заявлением об отказе от взаимодействия. Но сделать это можно только через 4 месяца с момента образования долга. Взыскатели не всегда реагируют на такие обращения. В таком случае нужно жаловаться в ФССП.

Подача жалобы

Каждое коллекторское агентство действует самостоятельно. Но некоторые рычаги давления есть у следующих организаций:

  • Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Многие организации являются членами данного объединения.
  • ФССП. Вправе контролировать деятельность взыскателей.
НАПКА может повлиять только на своих членов. Исключение из ассоциации – серьезный репутационный ущерб. Крупные банки чаще всего обращаются в данное объединение.

Именно ФССП и НАПКА – первые организации, в которые нужно подавать жалобы. Но они не единственные, кто может повлиять на нарушителей:

  • Центробанк. Жалоба может касаться неисполнения обязательств и нарушения законодательства.
  • Прокуратура. Вправе предпринять меры при нарушении законодательства.
  • Полиция. Стоит обращаться с заявлением, если сотрудники агентства нарушили нормы уголовного кодекса.

Защита в суде

Защита от коллекторов и МФО может быть реализована через суд. Но самому обращаться с заявлением особого смысла нет, так как не будет оснований для иска. Но если взыскатели сами начали работу в этом направлении, следует отвечать правильно:

  • Отменить судебный приказ. Чаще всего сумма долга в приказе больше, чем должна быть. В исковом порядке можно снизить неустойку и применить срок давности. Акт отменяется в течение 10 суток с момента уведомления должника.
  • Применение срока исковой давности. Это можно сделать только в рамках искового производства. Необходимо любым способом подать заявление. Общий срок давности – 3 года с момента нарушения прав кредитора. Факт передачи права требования на него не влияет.
  • Уменьшить неустойку. Для этого нужно подать возражение и сделать расчет.
Рекомендуется внимательно ознакамливаться с требованием коллекторов. Они могут содержать ошибки. Компания Стопдолг поможет вам разобраться в ситуации.

Как защититься от звонков?

Защита от звонков коллекторов реализуется двумя способами:

  1. Установка приложения по типу антиколлектор. Таких программ много, в том числе бесплатных. Они не всегда дают нужный результат, но позволяют отсеять значительное количество нежелательных звонков. Номера многих коллекторов будут автоматически заблокированы.
  2. Направление заявления о прекращении взаимодействия. После него звонки должны быть прекращены. В противном случае нужно подавать жалобу.
Трубку от коллекторов лучше не брать вовсе. Никакого наказания за это не будет.

Защита от коллекторов требует комплексного подхода. Нужно учитывать, что именно делают взыскатели, нарушают ли они законодательство. Компания Стопдолг поможет вам разобраться в ситуации. Наши юристы проанализируют ваш уникальный случай и составят план действий, а также окажут любые правовые услуги.



Оцените статью:
Предыдущая статья
Следующая статья
Узнайте как списать ВАШИ ДОЛГИ СО СКИДКОЙ!
Скидка на процедуру банкротства 5000
Скидка на сопровождение проблемной задолженности 2500