«Прохожу процедуру банкротства, но мне по-прежнему звонят коллекторы». Такую жалобу нередко можно услышать от кредитных должников, которые решились оформить банкротство, но не могут избавиться от внимания организаций по возврату долгов. Почему в этом случае больше не нужно общаться с коллекторами и как правильно действовать – разбираемся в этой статье.
Коллекторами в обиходе называют представителей организаций, которые занимаются возвратом просроченной задолженности. Осуществлять эту деятельность вправе компании, включенные в специальный реестр, который формирует ФССП. Они могут действовать от своего лица (если кредитор переуступил им долг по договору цессии) или от имени кредитора (когда заключен агентский договор). В обоих случаях порядок их взаимодействия с должником регулируется Законом № 230-ФЗ.
Встречаться с должником представитель коллекторской организации вправе по месту его проживания максимум один раз в неделю. Звонить по телефону он может не чаще, чем раз в сутки, дважды за неделю. Количество звонков за месяц не может превышать восьми.
Закон также ограничивает время, когда можно беспокоить должника посещениями и звонками. Ночные визиты, телефонные звонки в количестве, превышающем установленное законом, недопустимы. За такие нарушения установлена административная ответственность по ст. 14.57 КоАП РФ.
Помимо непосредственного взаимодействия, коллектор вправе направлять должнику сообщения. Их максимальное количество тоже ограничено и составляет не более 2 раз в сутки, 4 за неделю, 16 за месяц.
Письма могут высылаться по месту постоянного или временного жительства должника, которое известно кредитору. Их количество законом не ограничено. Даже в случае отказа должника от взаимодействия с кредитором почтовые отправления могут продолжаться, так как на них эта норма Закона № 230-ФЗ не распространяется.
Применение иных способов воздействия, изменение частоты контактов возможны только при заключении с должником письменного соглашения. Должник вправе как вообще отказаться от общения, так и предоставить ведение переговоров своему представителю (адвокату). Для этого необходимо направить заявление кредитору или коллекторам.
Обратите внимание! Введение в отношении гражданина одной из процедур банкротства служит основанием для прекращения непосредственного взаимодействия с ним со стороны взыскателей. То есть коллекторы во время процедуры банкротства не вправе приходить домой к должнику и звонить ему. Возможность использовать остальные формы взаимодействия у них остаётся.
Если звонки должнику и родственникам не прекращаются во время процедуры банкротства, в первую очередь необходимо убедиться, что кредитор уведомлен о введении реструктуризации или реализации имущества банкрота. В случае если он уступил свои требования коллекторской организации, уведомлять надо нового кредитора.
Во время очередного звонка коллектора рекомендуется выяснить его личные данные, наименование организации, которую он представляет, и основания истребования долга (агентский договор с кредитором или уступка права требования).
При наличии технической возможности разговор лучше записать. Аудиозапись в дальнейшем может послужить доказательством неправомерных действий сотрудников коллекторского агентства, если выяснится, что они были осведомлены о наличии в суде дела о признании должника несостоятельным.
Когда подал на банкротство, можно прямо говорить коллекторам, что погашение обязательств перед кредиторами будет происходить в порядке очерёдности. А чтобы предотвратить дальнейшие звонки, лучше официально направить в адрес коллекторской организации копию определения арбитражного суда о введении процедуры банкротства. Сделать это можно заказным письмом с уведомлением или другим способом, который позволит подтвердить вручение.
Закон № 230-ФЗ запрещает коллекторам совершать любые неправомерные действия в отношении должника и злоупотреблять своими правами. В частности, им запрещено:
Организация не вправе привлекать к взаимодействию с должником двух или более сотрудников. Это касается непосредственного взаимодействия и направления сообщений.
Можно ли говорить коллекторам о банкротстве? Не только можно, но и нужно. После окончания расчетов с кредиторами признанный банкротом гражданин освобождается от оставшихся долгов. Исключение – некоторые виды требований, перечисленные в статье 213.28 Закона о банкротстве. Поскольку обязательства по кредитам и займам в число исключений не входят, должник больше не обязан каким-либо образом взаимодействовать с банком или коллекторами.
Если представители кредитора продолжают звонить и требовать уплаты долга после признания должника банкротом, они могут быть привлечены к разным видам ответственности. В гражданско-правовом порядке можно через суд потребовать возмещения убытков и компенсации вреда, причиненного неправомерными действиями. При наличии признаков состава административного правонарушения или преступления (например, вымогательства) должник вправе инициировать привлечение виновных к соответствующей ответственности.
Поскольку контроль за деятельностью организаций, занимающихся возвратом просроченных долгов, возложен на Службу судебных приставов, жалобы следует адресовать в указанный орган.
Отстанут ли коллекторы после банкротства, зависит от знания своих прав должником и его правильных действий. Если самостоятельно сложно разобраться в нюансах законодательства, стоит обратиться за квалифицированной юридической помощью. Специалист сможет законным способом быстро избавить клиента от настойчивых коллекторов.