Могут ли коллекторы звонить при процедуре банкротства?

«Прохожу процедуру банкротства, но мне по-прежнему звонят коллекторы». Такую жалобу нередко можно услышать от кредитных должников, которые решились оформить банкротство, но не могут избавиться от внимания организаций по возврату долгов. Почему в этом случае больше не нужно общаться с коллекторами и как правильно действовать – разбираемся в этой статье.

Кто такие коллекторы

Коллекторами в обиходе называют представителей организаций, которые занимаются возвратом просроченной задолженности. Осуществлять эту деятельность вправе компании, включенные в специальный реестр, который формирует ФССП. Они могут действовать от своего лица (если кредитор переуступил им долг по договору цессии) или от имени кредитора (когда заключен агентский договор). В обоих случаях порядок их взаимодействия с должником регулируется Законом № 230-ФЗ.

Права коллекторов

Закон допускает две формы общения коллекторов с заемщиком:

  • непосредственное, которое включает встречи и телефонные переговоры;
  • направление сообщений разными способами связи.

Встречаться с должником представитель коллекторской организации вправе по месту его проживания максимум один раз в неделю. Звонить по телефону он может не чаще, чем раз в сутки, дважды за неделю. Количество звонков за месяц не может превышать восьми.

Закон также ограничивает время, когда можно беспокоить должника посещениями и звонками. Ночные визиты, телефонные звонки в количестве, превышающем установленное законом, недопустимы. За такие нарушения установлена административная ответственность по ст. 14.57 КоАП РФ.

Помимо непосредственного взаимодействия, коллектор вправе направлять должнику сообщения. Их максимальное количество тоже ограничено и составляет не более 2 раз в сутки, 4 за неделю, 16 за месяц.

Письма могут высылаться по месту постоянного или временного жительства должника, которое известно кредитору. Их количество законом не ограничено. Даже в случае отказа должника от взаимодействия с кредитором почтовые отправления могут продолжаться, так как на них эта норма Закона № 230-ФЗ не распространяется.

Применение иных способов воздействия, изменение частоты контактов возможны только при заключении с должником письменного соглашения. Должник вправе как вообще отказаться от общения, так и предоставить ведение переговоров своему представителю (адвокату). Для этого необходимо направить заявление кредитору или коллекторам.

Обратите внимание! Введение в отношении гражданина одной из процедур банкротства служит основанием для прекращения непосредственного взаимодействия с ним со стороны взыскателей. То есть коллекторы во время процедуры банкротства не вправе приходить домой к должнику и звонить ему. Возможность использовать остальные формы взаимодействия у них остаётся.

Действия во время звонка коллектора

Если звонки должнику и родственникам не прекращаются во время процедуры банкротства, в первую очередь необходимо убедиться, что кредитор уведомлен о введении реструктуризации или реализации имущества банкрота. В случае если он уступил свои требования коллекторской организации, уведомлять надо нового кредитора.

Во время очередного звонка коллектора рекомендуется выяснить его личные данные, наименование организации, которую он представляет, и основания истребования долга (агентский договор с кредитором или уступка права требования).

При наличии технической возможности разговор лучше записать. Аудиозапись в дальнейшем может послужить доказательством неправомерных действий сотрудников коллекторского агентства, если выяснится, что они были осведомлены о наличии в суде дела о признании должника несостоятельным.

Когда подал на банкротство, можно прямо говорить коллекторам, что погашение обязательств перед кредиторами будет происходить в порядке очерёдности. А чтобы предотвратить дальнейшие звонки, лучше официально направить в адрес коллекторской организации копию определения арбитражного суда о введении процедуры банкротства. Сделать это можно заказным письмом с уведомлением или другим способом, который позволит подтвердить вручение.

Какие действия запрещены коллекторам

Закон № 230-ФЗ запрещает коллекторам совершать любые неправомерные действия в отношении должника и злоупотреблять своими правами. В частности, им запрещено:

  • применять силу, а также методы возврата долга, опасные для жизни или здоровья гражданина;
  • угрожать физической расправой или уничтожением имущества;
  • унижать человеческое достоинство должника словами или действиями;
  • вводить человека в заблуждение по вопросам, касающимся долга;
  • разглашать персональные данные гражданина и информацию о его долгах (за исключением случаев, когда это допускается по закону).

Организация не вправе привлекать к взаимодействию с должником двух или более сотрудников. Это касается непосредственного взаимодействия и направления сообщений.

Что можно предпринять при звонках после признания банкротства?

Можно ли говорить коллекторам о банкротстве? Не только можно, но и нужно. После окончания расчетов с кредиторами признанный банкротом гражданин освобождается от оставшихся долгов. Исключение – некоторые виды требований, перечисленные в статье 213.28 Закона о банкротстве. Поскольку обязательства по кредитам и займам в число исключений не входят, должник больше не обязан каким-либо образом взаимодействовать с банком или коллекторами.

Если представители кредитора продолжают звонить и требовать уплаты долга после признания должника банкротом, они могут быть привлечены к разным видам ответственности. В гражданско-правовом порядке можно через суд потребовать возмещения убытков и компенсации вреда, причиненного неправомерными действиями. При наличии признаков состава административного правонарушения или преступления (например, вымогательства) должник вправе инициировать привлечение виновных к соответствующей ответственности.

Поскольку контроль за деятельностью организаций, занимающихся возвратом просроченных долгов, возложен на Службу судебных приставов, жалобы следует адресовать в указанный орган.

Отстанут ли коллекторы после банкротства, зависит от знания своих прав должником и его правильных действий. Если самостоятельно сложно разобраться в нюансах законодательства, стоит обратиться за квалифицированной юридической помощью. Специалист сможет законным способом быстро избавить клиента от настойчивых коллекторов.


Узнайте как списать ВАШИ ДОЛГИ СО СКИДКОЙ!
Скидка на процедуру банкротства 5000
Скидка на сопровождение проблемной задолженности 2500